Если вы решили заняться электронным маркетингом, и неважно сами или воспользовавшись услугами частного специалиста или даже организации. Самым первым шагом в начале этого пути является изучение вашего бизнеса и делается это ещё до постановки целей электронного маркетинга. Необходимо это для дальнейшего понимания, каким образом можно достичь поставленных целей. А делается это с помощью проведения брифинга со всеми, кто внутри компании отвечает за разные процессы (маркетинг, продажи, производство и т.п.). Важна информация из первых уст, от каждого кто может напрямую или косвенно влиять в цепочке создания ценности для клиента.
Ниже приведена типовая структура такого брифинга, которая помогает получить данные, для того чтобы понять проблематику и сформировать цели и задачи электронного маркетинга.
1. Общая информация о компании.
Структурирование и сбор первичной информации о компании:
- За счёт чего компания зарабатывает деньги?
- Кто является основными клиентами компании?
- Как в общих чертах выглядит процесс доставки продукта до клиента от начала до конца?
- Материальные и нематериальные ресурсы в компании?
- История компании и ключевые стратегические события?
- Динамика роста оборота компании - от основания и до наших дней?
- Какова доля рынка компании в нужном сегменте?
- Регионы присутствия?
- Какие стратегические цели по развитию бизнеса?
- Есть ли стратегия развития бизнеса в письменном виде?
- Какие существуют ограничения по масштабированию бизнеса?
2. Информация о продуктах компании.
На этом этапе важно разобраться, какие продукты предлагает компания
- Полный список продуктов компании;
- Особенности и состав продукта;
- Преимущества продукта и за счёт чего они достигаются;
- Ценовая политика/система лояльности;
- Средний чек;
- Какие скидки и почему;
- Меняется ли цена в зависимости от сегмента целевой аудитории?
- ABC-анализ (анализ товарных запасов по степени вклада в прибыль);
- Состав оборота по продукту и типу клиента:
- Товар-локомотив (наиболее часто продаётся)
- Какие сегменты аудитории в каком соотношении его приобретают?
- Кому бы хотелось его также начать продавать?
- Наиболее маржинальный продукт
- Какие сегменты аудитории в каком соотношении его приобретают?
- В каком объёме его хочется продавать?
- Дешёвый или бесплатный продукт для захода к клиенту
- Какая статистика по последующим продажам после такого продукта?
- Как распространение такого продукта влияет на выручку компании в целом?
- Можно ли такой продукт распространять бесплатно или условно бесплатно?
- Товар-локомотив (наиболее часто продаётся)